История нашей Новолиманской школы
МКОУ Новолиманская СОШ

История нашей Новолиманской школы

 
 

  История нашей Новолиманской школы началась почти 100 лет назад. В то время в селе Новый Лиман  была церковно-приходская школа. Она располагалась в церковном доме на территории сегодняшнего магазина в центре села.

  После революции в 1917 году в селе была организована начальная четырехлетняя школа. А с 1929 года свою работу начала ШКМ- школа крестьянской молодежи. К Новолиманской ШКМ были приписаны дети сел Прогорелое, Дедовки,  Глубокого, хуторов Котовки и Матюшино.В некоторых классах обучалось по 40-50 человек, а общее количество учащихся доходило до 450 человек. Для далеко живущих выделялось общежитие, работала столовая. Занятия проводились все в том же церковном доме. Первым директором ШКМ был Кожин Моисей Алексеевич.

   Основное здание школы было построено в 1930 году. Материальная база школы была очень слабая, из наглядных пособий имелись лишь только глобус и карта мира. Одной из задач школы было улучшение материальной базы, необходимой для обучения детей. С этой целью стали вести пришкольное хозяйство. Оно состояло из 10 га земли, 3 лошадей, 3 коров, выращивали свиней, держали пчел. За счет этого школа имела небольшие средства для пополнения материальной базы. В этот перио с 1932 года директором школы  работал Богатырев Владимир Павлович, замечательный педагог, человек  щедрой и доброй души. Именно при нем в 1932 году ШКМ была преобразована в Новолиманскую семилетнюю школу №33.

   До января 1934 года обучение в школе велось на украинском языке. При школе был создан детский дом для детей-сирот.

  «Никто нас не обязывал делать это, - говорил один из учителей школы,- а потребовала сама обстановка, условия того времени, человеческое сочуствие к оставшимся на произвол судьбы детям-сиротам».

  Война 1941-1945 годов. Это годы неописуемой трагедии всей нашей страны и нашего небольшого села Новый Лиман. Вместе со взрослыми на фронт уходили выпускники нашей школы и учителя. В июле 1942 года с приближением линии фронта к Дону все население села было эвакуировано в Поволжье. Два года школа не работала.

  Возобновилась работа школы с 1 сентября 1943 года. Школьное здание оказалось без окон, дверей и полов. Мастерская и пришкольное хозяйство было разрушено, исчезли наглядные пособия, здание начальной школы полностью сгорело. Все пришлось начинать сначала. Это восстановление потребовало много времени, и снова, как и в первые годы организации школы, потребовалась настойчивость и твердость духа как самого директора Богатырева Владимира Павловича, так и всего педагогического коллектива. Постепенно приводили в порядок новое здание школы: изготовили новые рамы, застеклили окна, засыпали блиндажи, устроенные в классных комнатах, застелили полы. Педколлектив своими силами одолевал разруху. В 1948 году в школе была построена метеорологическая площадка.     Лишь к 1950 году были достигнуты нормальные условия для учебы.

  В 1951 году  за активное участие в озеленении села и лесопосадке лесное хозяйство передало школе трактор. Также из воинской части была передана санитарная машина. Эта техника очень пригодилась для решения хозяйственных задач.

  В 1957 году школа приобрела лодочный мотор. Своими руками сделали лодку, на которой учащиеся с учителями совершали экскурсии по реке Дон.

  Большое внимание уделялось пришкольному участку, проводились опыты с растениями, выращивали своими руками различные овощи и фрукты. Для того, чтобы растянуть сроки наблюдений и выращивания растений, силами учителей и учащихся была построена теплица площадью 48 квадратных метров.

  При школе имелся живой уголок, в котором находились 2 морские свинки, 2 белых мыши, черепахи, ужи, тушканчики, ежи, заяц, 2 енотовидные собаки, барсук и 2 аквариума с рыбками.  Ученики наблюдали за  животными и ухаживали за ними. Долгие годы при школе действовала кролиководческая ферма.  Здание школы, по мнению Владимира Павловича, дело немаловажное как в учебной, так и воспитательной работе. Потребность в новом здании школы оставалась актуальной на протяжении многих лет. Общее собрание колхозников поддержало предложение директора школы о строительстве нового здания.

   В 1955 году начато строительство здания начальной школы, а в1958 году она начала свою работу. Это было деревянное здание, находившееся напротив сегодняшней школьной столовой.

В 1958 году школа участвовала в педагогических чтениях, проводившимся в институте усовершенствования учителей в городе Воронеже с рефератом « О работе на метеорологической площадке».

   В 60-70 годы учащиеся совершали много интересных экскурсий: побывали в городе Краснодоне, Волгограде, Воронеже, проводили дальнейшую работу по улучшению материальной базы школы. В 1962 году в  школе был проведен семинар биологов и географов школ тогда еще Калачеевского района.

   С 1967 по 1978 год директором  теперь уже Новолиманской восьмилетней школы работал Чумачев Иван Петрович. Педагогический коллектив проводил большую работу по оснащению школы учебно-наглядными пособиями, повышению качества знаний учащихся. До 40 % учащихся обучались на «4» и «5». Разнообразной была воспитательная работа. Работали кружки по интересам и предметные. Особенно нравился детям краеведческий кружок, работой которого руководила учитель истории Борофанова Евдокия Сергеевна. Был собран богатый материал по истории родного края. Проводились встречи с интересными людьми, с бывшими выпускниками школы. А в 1981 году школа торжественно отметила свое 50-летие. На юбилей собрались гости, выпускники разных лет. Трогательными были встречи одноклассников, многие вытирали слезы. Директор восьмилетки Хижнякова Анна Владимировна (1978-1988 г.г.)

вВыступила с докладом, в котором рассказала о пути развития школы и планах на будущее.

    В 1982 году начато строительство нового здания школы. Для  ее строительства были привлечены все силы села: строительная бригада колхоза «Новый Лиман», члены  комсомольской организации, родители учащихся.

  В 1983 году новая светлая и просторная двухэтажная  школа распахнула перед ребятами свои двери. Много сил и энергии приложили учителя и учащиеся по оформлению классов- кабинетов и больших коридоров.  Неоднократно приходилось обращаться за помощью и к базовому хозяйству – колхозу «Новый Лиман».  В те годы за счет средств колхоза было организовано и прекрасное питание школьников. Учителя ставили перед учащимися задачу по соблюдению порядка и бережному отношению к школьному имуществу. Продолжена большая историко-краеведческая работа по сбору материала об истории родного села и ее жителях. Возглавила ее директор школы (в тот период она же и учитель истории) Хижнякова Анна Владимировна. Большое значение для нравственного становления личности имеет воспитание в духе боевых традиций нашего народа. Не одно десятилетие краеведы школы собирали материалы, связанные с великой датой. Написана история 406 стрелкового полка, воевавшего на Среднем Дону, проходили встречи с ветеранами полка. Традиционными стали встречи с земляками-ветеранами Великой Отечественной войны. А вдень Победы учащиеся школы возлагали венки к памятникам погибшим односельчанам и воинам 408 стрелкового полка.

   15 мая 1990 года директором школы была назначена Коновалова Елена Михайловна, работавшая учителем немецкого языка. А уже через год 1 сентября 1991 года школа сменила свое название. По решению исполкома Петропавловского Совета народных депутатов Новолиманская неполная средняя школа (девятилетка) была реорганизована в среднюю.

  Много трудностей и проблем легло на плечи молодого директора и всего педагогического коллектива. Не было соответствующей материальной базы для обучения учащихся старшей ступени, учебников, не хватало педкадров, отсутсвовали кабинеты для профессиональной подготовки юношей и девушек, не было опыта преподавания в старших классах и у педагогов. Началось оснащение материально-технической базы. В этот период школа совершенно изменила свой облик. Были сняты все устаревшие стенды в классах и коридорах , велась большая работа по благоустройству школьного двора и спортивной площадки. Под руководством учителей работали учащиеся, особенно много сделано ребятами первых двух выпусков средней школы. За большую внеурочную работу по оформлению школы были объявлены благодарности приказом директора Бычкову Ивану, Шевцовым Сергею и Александру, Куцову Сергею, Кравцову Александру, Дьяченко Александру, Зюбиной Ларисе, Ченцовой Надежде.

  Уютно, по-домашнему стало в классах-кабинетах, так как стены в них оклеяли обоями, купили новые шторы. С картонажной воронежской фабрики завезли много картона, бумаги, альбомов для оформления краеведческого материала, папок, раскладушек. Учителя и учащиеся с большим энтузиазмом клеяли таблицы, изготавливали самодельные наглядные пособия, оформляли классные уголки. В учительскую и комнату психологической разгрузки учителей были закуплены новые столы и стулья. В кабинетах истории и начальных классов своими руками учителя изготовили мебельные стенки за очень короткое время. В 1992 году для уроков кройки и шитья было закуплено 6 швейных машинок, школьная мастерская пополнилась новым деревообрабатывающим станком. Большую помощь  школе в тот период оказывало правление колхоза «Новый Лиман».

 Вместе с директором школы Коноваловой Е.М. председатель колхоза Шулекин Василий Павлович  посетил компьютерную выставку в областном Доме пионеров, где они заключили договор с малым научно-техническим предприятием «Биотехника» на поставку и пусконаладочные работы ПЭВМ на базе бытовых компьютеров «Вектор 06-Ц». К 1 сентября школьники получили в подарок компьютерный класс на 10 рабочих мест. Колхоз «Новый Лиман» взял на себя все расходы. Кроме этого, был куплен еще и игровой компьютер, играть на котором было большим удовольствием для ребят. Зачастую допоздна светились окна компьютерного класса, в котором.    осваивала новую технику учитель информатики Песковская Елена Викторовна.  Количество учащихся в школе увеличилось от 120 до 134 человек за счет прибывших выпускников Дедовской неполной средней школы.  Подвоз учащихся из сел Прогорелое, Дедовка и х.Котовки осуществлялся бесплатно на колхозном автобусе. В школе функционировали две группы продленного дня для начальных и средних классов.

Одной из главных  задач школы после открытия десятилетки стало осуществление достойного профессионального образования. Кабинеты машиноведения и кройки и шитья пришлось оборудовать в дополнительном здании школы. Первое время уроки проходили при отсутствии материальной базы, поэтому приходилось практическую часть программы усваивать в тракторной бригаде №1 колхоза «Новый Лиман», там же  ребята оьучались и практическому вождению на тракторе. Не было специалистов для преподавания профессионального обучения, поэтому на работу были приглашены по совместительству главный инженер колхоза Горбин Иван Васильевич и закройщик Маркевич Татьяна Михайловна.

    В 1993 году мастерами производственного обучения стали работать Коновалов Сергей Яковлевич и Зозулина Нина Ивановна. Усилиями этих преподавателей были дооборудованы и оформлены кабинеты машиноведении и кройки и шитья, которые  считались по праву лучшими в районе. В этом же году школа приобрела и свой трактор Т-40. Вместе с аттестатом зрелости выпускники школы, успешно сдавшие экзамены, получали права тракториста и удостоверение швеи-мотористки 3 класса.

  Активно работал в этот период и родительский комитет щколы, который возглавлял несколько лет подряд Шевцов Владимир Петрович. Тесную связь со школой держали представители общественных организаций, библиотекари, комсомольская организация села. В школе проходили интересные мероприятия, конкурсы, викторины, КВН, встречи, утренники и вечера.  Вечерами после работы продолжалось эстетическое оформление 1 этажа школы, где располагаются начальные классы. Большую помощь оказывали родители и просто односельчане, болеющие душой за родную школу: Кривобокова Вера Ивановна, Алещенко Ольга Егоровна, Алещенко Ольга Михайловна и Шкурина Светлана Викторовна.. С любовью и старанием были разрисованы масляными красками стены коридора картинами со сказочными персонажами. А в период летних каникул 1993 года ожил на стене при входе в школу настоящий летний пейзаж «У Дона».   Много лет подряд наша Новолиманская школа считалась самой лучшей в районе  в эстетическом плане и по итогам смотров-конкурсов неоднократно награждалась ценными подарками: комплектом школьной мебели, музыкальной аппаратурой, технологическим оборудованием для школьной столовой.

  В школе на высокий уровень была поставлена воспитательная работа. Долгие годы педагогический коллектив работал над проблемой «Повышение роли внеклассной воспитательной работы на основе краеведения». Это вполне обоснованно, так как где бы ни трудились выпускники школы,их прежде всего ценят за моральные и деловые качества. Воспитание любви к родному краю, расширение знаний учащихся по истории родного села, района, формирование готовности трудиться на родной земле, воспитание на боевых и трудовых традициях стало неотъемлемой частью работы в школе.  Богатейший историко-краеведческий материал , собранный учителями и учащимися школы, решили оформить в альбомы и разместить в свободном кабинете. За эту работу взялся с большим энтузиазмом молодой преподаватель ОБЖ Колесников Сергей Николаевич. А 8 декабря 1999 года в школе был открыт музей, который получил свой паспорт и занял 3 место в районе в конкурсе на лучшую организацию щкольных музеев в патриотическом воспитании учащихся. С 2003 года музей возглавляет Логвиненко Наталья Елисеевна, заместитель директора по воспитательной работе.  Много гостей из других школ района и общественных организаций побывали в нашем школьном музее. Его материалы и экспонаты используются учителями щколы при проведении внеклассных мероприятий, уроков истории, географии, литературы, обществознания.

В рамках губернаторской программы получен в 2004 году школьный автобус, который осуществляет подвоз учащихся бесплатно по маршруту с.Прогорелое- х.Котовка –с.Дедовка- Новый Лиман. Нет проблем в доставку учащихся школы на различные районные мероприятии и спортивные соревнования

В 2005 году школа прошла аттестацию и подтвердила свой статус средней общеобразовательной, получив лицензию и аккредитацию на 5 лет. Школа имеет статус средней общеобразовательной школы.

По состоянию на конец 2007 – 2008 учебного года в школе обучалось 72 учащихся (8 классов – комплектов) из них в начальной школе 29 учащихся (2 класса - комплекта), в основной школе 34 учащихся (5 классов – комплектов), в 11 классе – 9 учащихся (10 класса не было).  Средняя наполняемость в классах первой ступени – 7,5 человек, в классах второй ступени – 7 человек и в классах третьей ступени – 9 человек.

 

В школе функционировало отделение надомного обучения для детей, имеющих проблемы со здоровьем. На конец учебного 2007-2008 учебного года  был один такой ребенок. Занятия с этими учащимися строится по индивидуальной форме обучения.

В школе соблюдаются противопожарные, санитарно-гигиенические режимы: имеется план эвакуации, регулярно проводились плановые тренировки по действиям в чрезвычайных ситуациях, своевременно проводилась влажная уборка, соблюдался питьевой режим. В 2007-2008 учебном году в школе установлена пожарная сигнализация.

Для всех учащихся в школе организовано горячее питание.  Администрацией школы, родительским комитетом, классными руководителями  проведена активная работа по привлечению родительских средств и по заготовке продукции для школьной столовой, что значительно позволило удешевить обеды. Если не считать собранных с пришкольно – опытного участка и силами родителей овощей, в среднем обед обошелся для ученика  в 2007-2008 учебном году 4 рубля.

Режим работы школы — шестидневная учебная неделя для учащихся 2-11 классов и пятидневка для первоклассников. Обучение проводится в 1 смену.

МОУ Новолиманская средняя общеобразовательная школа   отличается  стабильным педагогическим коллективом, работающим над созданием адаптивной модели школы, ведущим работу по переходу на качественно более высокий уровень. С 1 сентября 2008 года школа начала работу по новому учебному плану, предполагающему профильное обучение на старшей ступени (биолого-географический профиль).

Образовательный процесс в школе осуществляет 15 педагогов. Средний возраст педагогов - 40 лет, средний возраст администрации – 47лет, средний педагогический стаж – 22 года.

Имеют высшее образование 93,5% учителей, среднее - специальное – 6,5 %. Имеют квалификационные категории: первую  - 60 %, вторую – 20 % и три педагога без категории – 20 %.

Имеют  отраслевые награды  2 человека, из них награждены почётными званиями  «Отличник просвещения РФ»  двое. Грамотами областного управления образованием награждены 5 человек, Грамотами районного отдела по образованию-5.

 Состояние кадрового обеспечения позволяет вести образовательный процесс на достаточном уровне. Педагоги постоянно повышают свою квалификацию на базе ВОИПКРО.

Добившись положительных результатов по многим направлениям учебно-воспитательной деятельности, педагогический коллектив школы старается и в дальнейшем опираться  на опыт прошлых лет. Образовательная программа и учебный план  предусматривают  выполнение основной государственной функции школы - обеспечение среднего общего образования  и развитие ребенка в процессе обучения.

Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют в  районных спортивных соревнованиях, конкурсах, фестивалях районного  уровня и показывают неплохие результаты.

Добившись положительных результатов по многим направлениям учебно-воспитательной деятельности, педагогический коллектив школы старается и в дальнейшем опираться  на опыт прошлых лет. Образовательная программа и учебный план  предусматривают  выполнение основной государственной функции школы - обеспечение среднего общего образования  и развитие ребенка в процессе обучения.

Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют в  районных спортивных соревнованиях, конкурсах, фестивалях районного  уровня и показывают неплохие результаты.

В идеале выпускник нашей школы – свободная, творчески развитая личность, ответственный, инициативный молодой человек, физически и психологически здоровый, способный к профессиональной деятельности, настоящий патриот своей Родины.

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz