Современная система образования
МКОУ Новолиманская СОШ

Современная система образования

 
 

Доклад заместителя директора по УВР МОУ Новолиманская СОШ Песковской Е.В. на совещании заместителей директоров по УВР школ Петропавловского района, проходившего 15 марта 2011 года на база МОУ Новолиманская СОШ

Современная система образования, носящая непрерывный характер, выполняя государственный заказ, готовит к самостоятельной жизни человека, способного, используя результаты обучения и воспитания, легко и быстро адаптироваться к условиям стремительно меняющегося общества.

 В настоящее время итогом благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие только ей качества, характеризующие её как индивидуальность. Отсюда возрастание общественного интереса к проблемам личности, её индивидуальности, способам воздействия на неё. Образование невозможно без обращения к личности. В системе традиционного образования личность воспринимается не в её самобытности и целостности, а через призму функционально-заданных параметров – успеваемости, «правильного» поведения, мотивации и др.

Переход к личностной парадигме как к более высокой степени целостности в познании и проектировании образовательных процессов выводит на необходимость реализации в практике личностно-ориентированного обучения. Это образно можно представить формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает новое понимание таких неотрывных от педагогики терминов, как нормы, нормативность, критерии и т. д. Особенность его заключается в том, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в личностном развитии ученика и стремление к ним, а «норму» рассматривать как промежуточную, а не конечную цель образовательного процесса.

Можно сказать, что цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и любопытного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».

Исходя из данной трактовки цели личностно-ориентированного образования, определяются его основные человекообразующие функции. Назову эти функции:

1.      Гуманитарная;

2.      Культуросозидательная;

3.      Социализации.

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам, представление их как объектов педагогического воздействия. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:

1.      Оптимистический подход к ребёнку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребёнка и умение максимально стимулировать это развитие ребёнка им же самим с помощью адекватных средств;

2.      Отношение к ребёнку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

3.      Опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребёнка в учении, содействие их обретению и развитию.

Личностно-ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самодеятельности школьников. Для того, чтобы реализовать личностно-ориентированный подход в системе образования, необходимо изучить индивидуально-личностные особенности учащихся. Знание особенностей темперамента, свойств нервной системы у школьников необходимо. Это позволяет предопределить реакцию детей и даёт возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания. Поэтому свою работу в этом направлении мы начинаем с диагностики характерологических особенностей личности учеников и свойств их нервной системы. Кроме этого, определяем уровень развития самоконтроля и самоанализа в 1 и 5 классе. По результатам диагностики составляем краткий «портрет» каждого своего ученика.

Развивающий эффект обучения определяется тем, насколько педагогу удаётся передать образовательную программу в программу деятельности самого ребёнка. На уроках мы не просто работаем над созданием благожелательной творческой атмосферы, а постоянно обращаемся к субъективному опыту учеников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Ученик как носитель субъективного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) всё, что сообщает учитель.

Урок – это та учебная ситуация, та «специфическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

Перспективным направлением в работе педагогического коллектива уже три года является тема: «Осуществление личностно-ориентированного подхода к учащимся в условиях малочисленной сельской школы». Анализ характера и направленности деятельности школы позволил выявить следующие целевые приоритеты:

·         Создание условий для получения общего и полного среднего образования на уровне стандарта;

·         Охват обучением всех без исключения детей школьного возраста, обеспечение вариативного образования, выбора образовательных программ;

·         Формирование личности, адаптированной к жизни;

·         Подготовка выпускников к работе в новых экономических условиях.

Итак, приоритетными целями школы становится качественное образование выпускников, расширение возможности выбора обучающимися индивидуального образовательного маршрута, формирование адаптивных умений. Это в свою очередь приводит к отказу от ориентации на «равномерность знаний» в различных образовательных областях, допускается возможность того, что в разных образовательных областях учащиеся могут иметь различный уровень образованности. Перечисленные целевые установки соответствуют социальным ожиданиям и детей и родителей.

Минувший учебный год педагогический коллектив завершил следующими показателями своей учебной деятельности:

На начало учебного года в школе обучалось 69 человек. Количество обучающихся на первой ступени – 22 человека, на второй ступени – 39 человек, третьей – 11 человек. Наполняемость классов составляла в среднем 7 человек

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

класс

Кол-во уч-ся на конец года

Переведено в следующий класс

Кол-во уч-ся, успевающих на «5»

Кол-во уч-ся, успевающих на «4» и «5»

Кол-во уч-ся, имеющих

1-2 «3»

% качества

% успеваемости

1

5

5

-

-

-

-

-

2

6

6

-

5

1

84

100

3

6

6

1

5

-

100

100

4

4

4

2

1

-

75

100

итого

22

22

3

11

1

83

100

5

10

10

2

4

1

60

100

6

5

5

-

4

-

80

100

 

7

10

10

-

2

-

20

100

8

6

6

1

-

-

20

100

9

8

8

-

2

1

25

100

Итого

39

39

3

12

2

40

100

10

5

5

-

2

-

40

100

11

3

3

-

3

-

100

100

Итого

8

8

-

5

-

62

100

всего

68

68

6

28

3

50

100

 

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПОСТУПЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЫ

 

2007-2008

2008-2009

2009-2010

67%

Нет выпуска

100%

 

УЧАСТИЕ В ОЛИМПИАДАХ (КОЛИЧЕСТВО ПРИЗОВЫХ МЕСТ)

 

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2

3

3

 

Школьный выпуск 2010 года можно считать новой точкой отсчёта в развитии Российской системы образования. Результаты ЕГЭ позволяют сделать определённые выводы, понять, что кроется за цифрами выпускных экзаменов. В первую очередь интересны результаты обязательных для всех выпускников ЕГЭ – русский язык, математика. 100% выпускников получили положительные результаты. Причины лежат скорее в области психологии, чем в повышении качества образования. Первое: повысилась психологическая готовность школьников – ЕГЭ  неибежен. Второе: сложилась система «натаскивания» по экзаменационным тестам.

Выпускники получали положительные оценки прежде всего за выполнение заданий А и В, в которых можно просто угадать правильный ответ. А в части С – творческое задание – результат низкий. Это относится и к другим предметам по выбору.

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

11 КЛАССА В ФОРМЕ ЕГЭ:

 

В этом учебном году в школе выпускался класс в количестве 3 человек.

ЕГЭ по русскому языку учащиеся сдали успешно: минимальное количество баллов в классе было – 57, максимальное – 66 баллов.

ЕГЭ по математике класс сдал успешно. Минимальное количество баллов – 41 (при установленном минимальном количестве баллов – 23), максимальный  – 52 балла. Общий балл по классу – 47 баллов.

Предметы по выбору в форме ЕГЭ сдавали следующие учащиеся:

Химия – 1.Житникова О. – 58 баллов.

Физика – 1. Шкурин А. – 43 балла.

Обществознание – 1. Сарипаниди О.— 47 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И МАТЕМАТИКЕ В 9 КЛАССЕ В НОВОЙ ФОРМЕ

 

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

 

В классе 8 учащихся

 

 

 

Учитель Куцова Л.В.

 

оценки

Кол-во учащихся

 

% выполнения 63,

% качества 25.

«5»

-

«4»

2

«3»

3

«2»

2

 

Повысили

-

подтвердили

4

понизили

 

4

 

 

                         МАТЕМАТИКА

 

                     Учитель Капралова  Л.И.

            оценки

 

Кол-во учащихся

 

% выполнения 63,

% качества 25.

                   «5»

 

-

                    «4»

 

2

«3»

3

 

«2»

2

Повысили

1

 

подтвердили

4

понизили

3

 

 

В этом году 9 класс сдавал экзамены по русскому языку и математике в новой форме. Результаты аттестации показали: % качества обучения по русскому языку и математике составляет – 25%.

По математике, как и по русскому языку не справились 3 учащихся.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗИТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

 

(Обобщённая информация)

Анализ успеваемости по МОУ Новолиманская СОШ

Всего учащихся

успевали

 

«5»

«4»

«3»

«2»

2008 – 2009 учебный год

 

Начальная школа (2-4кл.)

28

5

11

6

-

Основная школа

(5-9 кл.)

37

2

12

23

-

Средняя школа

(10-11 кл.)

6

-

3

3

-

всего

71

7

26

32

-

                                          

(Прошлый) 2009 – 2010 учебный год

Начальная школа (2-4кл.)

16

3

11

2

-

Основная школа

(5-9 кл.)

39

3

12

24

-

Средняя школа

(10-11 кл.)

8

-

5

3

-

всего

68

6

28

29

-

 

МОУ Новолиманская средняя общеобразовательная школа отличается стабильным педагогическим коллективом, работающим над созданием адаптивной модели школы, ведущим работу по переходу на качественно более высокий уровень.

Основным итогом работы школы на данном этапе является создание современной, динамично развивающейся системы образования и воспитания, объединяющей в себе всех участников образовательного процесса — педагогов, учащихся, родителей:

·         Самоуправление в тесном сотрудничестве в школе способствует образовательному процессу.

·         Наше учреждение – это школа, где существует порядок и дисциплина, имеются почти вековые традиции,

·         Родители откликаются на просьбы, готовы помочь; участвуют в собраниях;

·         В школе осуществляется разнообразная внеурочная деятельность обучающихся, ведутся кружки.

·         Обеспечено качественное питание,

·         В школе уважают личность ребёнка,

·         В школе красиво и уютно.

 

За последние пять лет контингент учащихся школы упал от 78 человек в 2004-2005 учебном году до 58 человек на сегодняшний день. По итогам первого полугодия на «4» и «5»  обучаются 30 учащихся, что составляет 49%, три человека – отличники, это 5,4%, неуспевающих – двое, что составляет 3,6%.

Если провести анализ итогов успеваемости по школе за последние 5 лет, то можно сделать вывод, качество знаний учащихся не падает, остаётся на уровне 45- 47%.  Я бы назвала следующие факторы, влияющие на процесс стабильности успешности обучения:

1.      Целенаправленная работа учителей начальных классов по формированию общеучебных умений и навыков по развитию оптимальной скорости чтения, письма и вычислений;

2.      Сложившаяся система диагностики уровня  обученности по предметам, что позволяет своевременно корректировать результаты обучения;

3.      Применение в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий;

4.      Достаточная индивидуальная работа педагогов с «резервом» учащихся и учащимися, имеющими повышенные интеллектуальные возможности.

 

Также следует отметить, что уже на протяжении ряда лет наблюдается разрыв качества знаний между первой и второй ступенями обучения: 2007-2008 учебный год – 24%, 2008-2009 учебный год – 30%, что говорит о недостаточной совместной работе учителей начальных классов и учителей-предметников по вопросу преемственности между 1 и 2 ступенями обучения. Частично процентное снижение данного показателя можно объяснить также достижением некоторыми учащимися потолка умственного развития.

Если сравнить средний балл качества знаний по предметам, то можно сделать вывод, что в нашей школе на протяжении ряда лет лучших результатов добиваются учителя истории, биологии, географии, немецкого языка.

Крайне важной является деятельность школы по вооружению учащихся базовыми знаниями по предупреждению неуспеваемости. Можно сделать вывод о положительной динамике в решении вопроса о предупреждении второгодничества. Отсева нет.

При проведении ГИА за курс основной общеобразовательной школы школа руководствовалась Положением о проведении итоговой аттестации, приказами Минобрнауки Воронежской области и управления образования администрации Петропавловского района.

Качество по результатам экзаменов равно качеству знаний по предмету за год – по литературе, географии. Данные результаты экзаменов говорят о стабильности в работе учителей, об объективности оценки знаний учащихся, осознанном выборе предметов для сдачи экзаменов по выбору. Результаты качества знаний ниже годовых показали учащиеся на экзамене по математике и русскому языку.

Ежегодно наши учащиеся принимают участие в районном туре олимпиад. Если взять результаты последних 3 лет, то призовые места учащиеся занимали по биологии: Шестакова Ирина—2007г 2 место, 2008г.2 место, Кулиева Севиль – 2009г. 2 место; немецкому языку Бондарева Дарья – 2007г 1 место, 2008г. 1 место; географии – Шкурин Андрей 2 место в 2008 году.

Среди учащихся 4 класса в 2009 году заняли призовые места по математике Куцова Екатерина(1 место) и Волкова Вероника по русскому языку(2 место). А в 2010 году в олимпиаде по математике Иванова Марина заняла 3 место.

Активное участие в школьном туре предметных олимпиад в текущем учебном году приняли наши ученики.

 

№ п/п

Наименование предмета, по которому проводилась олимпиада

Количество учащихся принявших в ней участие

 

1

Русский язык

22

2

Математика

20

3

Физика

12

4

География

23

5

История

21

6

Биология

24

7

Немецкий язык

12

8

информатика

7

 

Победители были награждены Почётными грамотами, а учащиеся 9 и 11 классов Петренко Анна и Никулин Евгений принимали участие в районном туре олимпиад по математике, химии, русскому языку, истории.

Осенью этого учебного года в школе проходил месячник методического мастерства, в котором принял активное участие весь педколлектив. Вниманию учителей района были предложены следующие уроки:

1.      Математика                             5 класс                         Песковская Е.В.

                                                              6 класс                         Капралова Л.И.

2.      Русский язык                           7 класс                          Куцова Л.В.

3.      География                                7 класс                        Бондаревская Л.Г.

4.      Немецкий язык                       4 класс                         Логвиненко Н.Е.

                                                             11 класс                         Коновалова Е.М.

5.      Литературное чтение             2 класс                         Горбенкова О.Т.

6.      Окружающий мир                  3 класс                         Шишкина Г.И.

А также внеклассные мероприятия:

1.      Занятие клуба «Что? Где? Когда?»                          Ляхова Е.И.

2.      Устный журнал «Воронеж – город воинской славы»   Квочкина Т.Н.

3.      «Мы любим спорт»                                                           Квасюк А.Н.

4.      Утренник «Родина моя»                                                 Чапракова Е.Н.

Эти открытые уроки и мероприятия показали, что учителя в той или иной степени осуществляют личностно-ориентированный подход  к учащимся как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Следует отметить эффективную работу над проблемой школы на уроках русского языка и литературы Куцовой Л.В., географии Бондаревской Л.Г., в начальных классах Горбенковой О.Т. Данные учителя тщательно продумывают использование тестов, творческих заданий, виды работ учащихся над изучением нового материала, проверку изученного. Капралова Л.И., Коновалова Е.М. наряду с обычными уроками проводят комбинированные и нестандартные уроки, что вынуждает детей проявлять свои творческие способности и повышать образовательный уровень.

Ляхова Е.И., Песковская Е.В., Шишкина Г.И. широко используют разноуровневые карточки, которые позволяют учащимся не только выбрать себе задание, но и желаемую оценку. На уроках биологии, географии дети под руководством учителей Ляховой Е.И. и Бондаревской Л.Г. проводят исследовательскую работу, в результате которой находят нужный материал и подготавливают подробные отчёты.

Следует отметить, что все учителя школы на своих уроках стараются создавать положительный эмоциональный настрой на работу учеников в ходе урока, поощрять учащихся при опросе, стимулировать их к высказываниям, создавать педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы; обсуждать с детьми в конце урока не только то , что узнали нового, но и то, что понравилось.

 Не в достаточной степени включились ещё в работу по данной проблеме 17% учителей школы. Причина в основном в нехватке методического мастерства, неуверенности в своих знаниях и «учительских» силах, в однообразии методов обучения, монотонности и сухости при изложении нового материала.

Конечные результаты деятельности учителя – это плод его труда, качество которого обусловлено профессионализмом учителя. Профессионал должен научить своему предмету каждого ребёнка с сохранным интеллектом и удовлетворительным состоянием здоровья.

Участие в реализации национального проекта, проведение школьных, муниципальных семинаров показали, что школа располагает достаточным потенциалом. Учителя Горбенкова О.Т., Куцова Л.В., Бондаревская Л.Г., Квасюк А.Н., Песковская Е.В. показали, что уроки могут дать не только определённый объём знаний, а активно интегрировать учёбу в жизнь, обучать учащихся на уровне их психофизических возможностей, развивать познавательные интересы.

Следует признать как положительный факт в работе педколлектива осознание им первостепенности, приоритетности воспитания, которое рассматривается сейчас педагогами школы не как самостоятельный вид работы с детьми, а как функция, свойственная любой педагогической деятельности. Ставя в центр воспитания развитие личностных качеств ребёнка, необходимых ему в современной жизни, педагоги школы стремятся к тому, чтобы выпускники школы вышли из её стен людьми, готовыми к преодолению трудностей, способными реализовать себя в различных видах деятельности, патриотами и гражданами своей страны. Таким образом, наша школа – общеобразовательное учреждение, направляющее свою деятельность на формирование образованной личности, овладевшей основами труда, нормами нравственного поведения и через реализацию этнокультурного содержания образования  развившую в себе чувства национального достоинства и национального самосознания.

Специфика воспитательной работы школы заключается в создании особого воспитательного пространства, в котором созданы условия для активного приобщения ребёнка к русским традициям и обычаям, к национальной истории и духовной культуре.

Генрих Гейне сказал: «В жизни, кроме здоровья и Добродетели, нет ничего ценнее знания; а его и легче всего достигнуть, и дешевле всего добыть: ведь вся работа – это покой, а весь расход – время, которое нам не удержать, даже если мы его не потратим». Познание делает человеческую жизнь осмысленной, насыщенной и интересной. Для тех, в ком сформирована потребность умственного труда, поиск истины важнее, чем обладание истиной. И поэтому очень точно выражают смысл учения слова русского историка В.О. Ключевского:

 «Преподаватель обращается не к изучаемому предмету с целью познать его , а к воспринимающему мышлению с целью передать ему готовое познание, и передать не механически, как перекладываются вещи с места на место, а как свеча зажигается от другой, со всеми последствиями горения – светом и теплом».

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz