Пояснительная записка к учебному плану на 2010-2011 у.г.
МКОУ Новолиманская СОШ

Пояснительная записка к учебному плану на 2010-2011 у.г.

 
 

«Согласовано»                                                                                «Утверждаю»

Руководитель отдела образования                                         Директор школы:

_______________________                                                 _____________________

(Овсянников Н.М.)                                                                  (Коновалова Е.М.)

 

 

Учебный план МОУ Новолиманская СОШ на 2010-2011 учебный год.

 

Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения Новолиманская средняя общеобразовательная школа разработан на основе регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области, Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089.

1.2  Учебный план обеспечивает преемственность с рекомендованным для использования в системе образования России Решением Коллегии главного управления образования администрации Воронежской области от 16 марта 2005 года № 2 «О проекте регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования» и выполнение  «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».

1.3 Учебный план определяет:

·        в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Воронежской области перечень учебных предметов, обязательных для изучения на данной ступени обучения;

·        распределяет учебное время между учебными предметами, основываясь на рекомендациях базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Воронежской области, результатах практики преподавания и заключениях экспертов о возможности достижения требований государственных образовательных стандартов общего образования в условиях преподавания с использованием распространённых апробированных учебных программ; учебно-методических комплектов, педагогических технологий;

·        распределение учебного времени между федеральным, региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения;

·        максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся;

·        показатели финансирования (в часах);

·        максимальный объём домашних заданий.

1.4 Учебный план представлен для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Для каждой ступени  обучения приводится перечень обязательных для изучения учебных предметов, отражающий требования федерального стандарта.

1.5 Учебный план в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Воронежской области, с Федеральным базисным  учебным планом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.1996г. № 1058 и от 15.01.1997г. № 38 предусматривает:

·        4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 35 учебных недель;

·        5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов. Продолжительность учебного года: 5-8 классы – 35 учебных недель, 9 класс – 34 недели;

·        2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования на основе базовых предметов для 10 – 11 классов. Продолжительность учебного года: 10 – 35 учебных недель, 11 класс – 34 учебных недели.

1.6    Продолжительность урока для 1 класса  – 35 минут  (пп. 2.9.4 – 2.9.5 СанПиН 2.4.2.1178-02). Число уроков в день: в сентябре-октябре – 3, в последующие месяцы – не более 4-х.

В соответствии с пп. 2.9.1, 2.9.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 и Федеральным базисным учебным планом продолжительность урока  для 2-11 класса – 45 минут.

1.7 Продолжительность учебной недели – 5 дней для учащихся 1 класса и 6-дневная учебная неделя для учащихся 2-11 классов.

1.8 Выставление отметок. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется по пятибалльной системе ( минимальный балл «2», максимальный балл «5» ). Промежуточные итоговые отметки в баллах выставляются за четверти, начиная со второй четверти 2 класса ( на основании Письма Минобразования России от 19.11.98г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» и Устава ОУ) по 9 класс и за полугодия в 10-11 классах.

1.9 Часы компонента образовательного учреждения в учебном плане использованы:

- на увеличение количества часов, отводимых на отдельные предметы, курсы, указанные в федеральном и региональном компонентах учебного плана;

- организацию занятий по выбору обучающихся в рамках основной учебной сетки часов.

1.10 Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) – до 1 ч., во 2-м – до 1,5 ч., в 3-4-м –до 2 ч., в 5-6-м – до 2,5 ч., в 7-8-м – до 3 ч., в 9-11-м – до 4 ч. (СанПиН 2.4.2.1178-02, п.2.9.19). В первом полугодии 1 класса обучение ведётся без домашних заданий.

1.11 Учебные часы между различными предметами распределены в соответствии рекомендациям базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Воронежской области и согласовывается с методическими службами.

1.12 В соответствии с традицией и для удобства восприятия для начальной и основной школы Учебный план сформулирован в «недельной» форме.

 

Начальное общее образование

 

Начальное образование реализуется по модели четырёхлетней начальной школы. Основное назначение учебного плана направлено на то, чтобы учащиеся могли получить хорошую базу для дальнейшего непрерывного образования, чтобы у них появилась мотивация к обучению, сформировались прочные учебные навыки, определённая базовая система нравственных ценностей, представления об окружающем мире и о себе в этом мире.

В учебный план начального общего образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом введены новые предметы:

·        «Иностранный язык»- во 2-4 классах (2 часа в неделю).  Введение иностранного языка направлено на обеспечение его усвоения к 9 классу на функциональном уровне и на более раннее развитие коммуникативных способностей учащихся;

·        «Информатика и информационно-коммуникационные технологии

(ИКТ)- в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета Технология (Труд)». Изучение этого предмета направлено на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.

В учебном плане сохранён предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)», который изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю и носит интегрированный характер: в его содержание дополнительно введены модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности;

В качестве регионального компонента в учебный план введены:

·        «Уроки здоровья»- во 2-4 классах (по 0,5часа в неделю) с целью приобщения детей к здоровому образу жизни, формированию навыков соблюдения санитарно-гигиенических норм и укрепления здоровья;

·        Предмет «Культура общения»- во 2-4 классах (по 0,5 часа в неделю) призванный формировать у детей навыки устной речи и коммуникативной деятельности.

Часы школьной компонента во 2-4 классах использованы для проведения уроков математики (по 1 часу в неделю) с целью формирования вычислительных навыков и умения решать задачи.

Реализуя рекомендации п.2.9.7. СанПиН 2.4.2.1178-02 в школе создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении: физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, динамическая 40-минутная пауза после второго урока, спортивные игры (но не за счёт школьного компонента, а за счёт часов дополнительного образования)

 

Основное общее образование.

Образование строится по учебным планам общеобразовательного направления. Предметы федерального и регионального компонентов изучаются в полном объёме.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в учебный план основного общего образования внесены следующие изменения:

1.     Введены новые учебные предметы:

·        «Информатика и информационно-коммуникационные технологии(ИКТ)-в 8-9 классах (соответственно 1 и 2 часа в неделю ) как самостоятельный учебный предмет. Данный предмет является  технологической основой освоения профильных курсов и ориентирован на запросы каждого конкретного профиля;

·        «Обществознание»- в 6-9 классах( по 1 часу  в неделю). Учебный предмет является интегрированным, направлен на гуманитаризацию образования и развитие социальной зрелости обучающихся, построен по модульному принципу, включая содержательные разделы «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право»;

·        «Искусство»- в 9 классе (1 час в неделю ) является продолжением учебных предметов «Музыка» и «ИЗО», изучавшихся со 2 по 8 классы, что призвано обеспечить непрерывность в преподавании этого предмета;

·        «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе (1час в неделю).Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами воинской службы, перенесена в учебный предмет «Обществознание».

2.Часы учебного предмета «Технология» в 9 классе переданы в компонент образовательного учреждения, что позволило организовать  предпрофильную подготовку обучающихся, целью которой является создание образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся:

профориентационную работу в курсе «Профильная ориентация и диагностика» 1 час  и элективные курсы(курсы по выбору):

1.     «Деловой русский»- 1 час;

2.     «Технология работы с контрольно-измерительными материалами» -

1 час;

3. «Питание и здоровье»- 0,5 часа;

4. Решение задач по химии повышенной сложности»- 0,5 часа.

(Данные курсы имеют логическое продолжение на третьей ступени образования при дальнейшем прохождении элективных курсов заданного направления).

3.     Учебные предметы «География» и «Биология» (6 класс), сокращены до  1 часа, но в соответствии с рекомендациями, содержащимися в пояснительной записке федерального БУПа, к указанным предметам добавлен 1 час из регионального компонента с целью увеличения времени на изучение краеведческого материала.

Сокращён на 1 час учебный предмет «Технология».

Учебный предмет «Природоведение» изучается в 5 классе.

Часы регионального компонента используются следующим образом:

1.     Введены предметы:

·        «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-7 классах (0,5 часа в неделю) с целью формирования у учащихся практических навыков в экстремальных ситуациях;

·        «Культура общения»-в 5-9 классах (0,5 часа в неделю) с целью обеспечения преемственности в развитии устной речи и коммуникативной деятельности.

2.     С целью повышения грамотности  обучающихся и качественного достижения требований образовательного стандарта общего образования увеличен объём учебной нагрузки по предмету «Русский язык»: в 5-6 классах- на 3 часа, в 7 классе – на 2 часа, в 8-9 классах -на 0,5 часа.

3.     В 8 классе добавлен 1 час в неделю на изучение предмета «ИЗО» с целью обеспечения непрерывности в преподавании данного учебного предмета.

Добавлен 1 час в неделю на изучение предмета «Технология».

В 9 классе в неделю используется на изучение краеведческого материала. (Темы «Наш край», в которых изучается краеведческий материал, включены с 6 по 9 класс в курс «История России»).

 

 

Среднее (полное) общее образование.

На завершающей ступени обучения, призванной обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению, все силы направлены на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Учебный план для 11 класса составлен в соответствии с федеральным базисным учебным планом для универсального обучения.

Федеральный компонент представлен базовыми учебными предметами, направленными на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

В составе учебных предметов на старшей ступени:

·        Введён учебный предмет «Русский язык» в объёме 1 часа в неделю, учитывая возрастающую роль русского языка в многонациональном федеративном государстве и сдачу обязательного экзамена по этому предмету при поступлении в любой Вуз;

·        Увеличено время на изучение предмета «Иностранный язык» до 3 часов в неделю в связи с реализацией обеспечения усвоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне;

·        Учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает модули «Обществоведение», «Экономика», «Право», которые преподаются в составе данного предмета.

·        Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени среднего (полного) общего образования изучается на базовом уровне по 2 часа в неделю (по 1 часу из федерального компонента и из регионального компонента).

Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.

В составе элективных учебных предметов в 11 классе:

·        «Русский язык», «Математика» в объёме 1 часа в неделю в связи с введением обязательного экзамена в форме ЕГЭ по этим предметам;

·        «Биология», «Химия» в объёме 1 часа в неделю с целью удовлетворения познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

 

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz