Сложение и вычитание десятичных дробей
МКОУ Новолиманская СОШ

Сложение и вычитание десятичных дробей

 
 

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей.                                   

Цель: Отработка навыков сложения и вычитания десятичных  дробей.

Развитие логического мышления, математической речи.

Расширение знаний учеников об окружающем их мире.

 

Ход урока:

I. Устные упражнения.

 

             А 

B                         

               С

1,1 + 0,3                          

1,5 + 2,7      

14,02 + 13,5

9,02 + 0,06

41,6 – 2,9

73,1 – 45,24

8,5 – 7,2

36,23 – 5,32

5,16 + 7,96

16,25 + 10,32

92,121 – 17,221

64,235 – 4,320

II. Сообщение темы урока .

III. Математический диктант.

    1) Число 6,5 увеличить на 0,1.

    2) К числу 6,555 прибавьте 0,1.

    3) Число 6,5 уменьшите на 0,1.

    4) От числа 6,55 отнимите 0,1.

    5) На сколько число 0,99 меньше 1?

    6) Решите уравнение:

          а) x + 4,5 = 9,6

          б) x - 2,12 = 5,4

IV. В класс входят Флора и Фауна.

- Дорогие друзья, почему вы такие грустные? Ведь у вас  урок математики. На первый взгляд это наука цифр и знаков может показаться скучной, нудной, никому не нужной. Но М.В.Ломоносов говорил: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок  приводит».

- Великий итальянский физик, механик, астроном Галилео Галилей сказал, что «природа говорит языком математики: буквы этого языка - круги, треугольники и  иные математические фигуры».

              «Геометрия трав»                                     Р. Бухараев.

Математик несбывшийся, странник,

Оглянись, удивляясь стократ

В травах – срез волчеца – пятигранник,

А в сечении душицы – квадрат.

Всё на свете покажется внове

Под гольцом, чья вершина в снегу:

Водосбор треуголен в основе

На цветущем альпийском лугу!

Где же круг?

Возле иглистой розы.

Там где луг поднебесный скалист,

Вижу, с ветром играет берёзы

Треугольно-ромбический лист.

V. Самостоятельная работа по отработке навыков сложения и вычитания десятичных дробей.

1.     Класс слушает пластинку с записью «Вальса цветов» П.И.Чайковского.

2.      Выполнив задания к карточкам,  ребята узнают о цветах и травах, растущих в нашей местности.

 Задание 1.

1)    2,145 + 3,01 =

2)    105,11- 8,7 =

3)     Решите уравнение 1- x = 0,89

4)     Решите уравнение  x + 15,35 = 19,4

5)    В первый день продали 12,52 м ткани, а во второй день ещё 19,7м. Сколько ткани продали за два дня?

6)    Масса двух кочанов капусты 10,67кг, а одного из них 5,29кг. Какова масса другого кочана?

 

Й

П

К

Р

И

Е

1

2,446

3,2245

5,155

4,21

5,65

3,21

2

104,24

100,2

98,92

107,04

96,41

33,5

3

0,2

0,11

0,15

1,89

1,98

7,9

4

34,75

5,06

30,7

4,05

10,8

30,75

5

7,18

30,7

14,49

15,2

29,43

32,22

6

5,38

6,21

15,96

14,27

13,4

4,88

 

Задание 2

1)    4,41+ 5,36=

2)    5,24 - 1,8=

3)    Решите уравнение x - 11,3 = 1,56

4)     Решите уравнение 137 - x = 42,56

5)    Металлическую балку длиной 6,85м разрезали на две части. Длина одной части 2,96м. Найдите длину другой части.

6)    Яблоки с ящиком весят 32,7кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1,85кг?

 

Ь

Н

О

Л

П

Ы

1

4,946

5,801

9,446

8,36

9,77

9,41

2

5,06

3,24

3,44

4,04

5,16

5,42

3

10,74

0,67

11,456

12,86

10,86

9,24

4

100,4

179,56

85,6

100,36

89,4

94,44

5

9,81

3,89

4,11

5,12

10,1

8,09

6

30,85

24,9

34,55

30,15

32,515

29,4

 

Задание 3

1)    35,85 + 4,971 =

2)    125,19 - 78,5 =

3)    Решите уравнение x - 0,07 = 1,5

4)    Решите уравнение 9 – y = 1,5

5)    Ученики 4 класса собрали с 215,7кг металлолома, а 5 класса на 5,8кг больше. Сколько металлолома собрал 5 класс?

6)    Скорость лодки в стоячей воде 3,2км/ч, а скорость течения реки 1,8км/ч. Найдите скорость лодки против течения.

 

Ш

Д

А

Ы

Н

Л

1

38,21

31,489

49,5

85,56

39,12

40,821

2

50,12

9,217

46,69

67,5

127,124

133,04

3

2,2

1,43

0,8

2,15

1,57

0,97

4

8,25

7,5

9,27

10,5

8,2

9,15

5

209,9

210,7

219,8

221,5

220

205

6

1,4

3,38

0,52

5

1,2

3,02

 

Задание 4

1)    4,9 + 10,95 =

2)    37,5 - 8,609 =

3)    Решите уравнение x - 27,5 = 38,1

4)    Решите уравнение 137- x = 42,56

5)    В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6м, так что 3,4м было в земле, а 1,8м над водой. Какова глубина реки в этом месте?

6)    Запишите число, состоящее из 3 целых и 76 тысячных.

7)    В первый день автомобиль проехал 238,4км, а во второй день на 52,6км меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?

8)    4,2 - (0,98 + 1,75) =

 

Р

И

Д

Н

О

К

А

1

10,7

9,05

14,75

13,47

18,5

15,85

15

2

28

89,84

27,9

25,2

28,891

30,74

29

3

65,6

7,6

56,5

45,9

62,8

64,5

50

4

104,44

94,44

54,21

100

179,56

42,9

30,81

5

8

14,8

5,1

6,3

7,8

7

4,4

6

3,76

37,6

376

3,076

0,3076

0,0057

0,04

7

180,7

108

185,8

189,5

170,8

187,2

180

8

1,47

5

4,95

4,2

3,17

3,27

4,05

 

Задание 5

1)    34,008- 27,09 =

2)    8,312 + 5,97 =

3)    Решите уравнение x - 29,5 = 42,1

4)    Решите уравнение 5,29 + x = 18,3

5)    В одном ящике 44,8кг яблок , а во втором на 2,5кг меньше. Сколько яблок в двух ящиках?

6)    (37,5 - 8,609) - (3,27 + 0,078)

7)    Одна сторона треугольника равна 47,6см, другая – на 5,9см короче первой, а третья составляет 40,2см. Найдите периметр треугольника.

8)    Запишите обыкновенную дробь 24/1000 в виде десятичной дроби.

 

 

Б

Е

З

В

Р

Й

О

1

7,098

7

6,918

7,9

8,112

31,299

61,098

2

14

8,909

15,21

14,282

9,72

8,7

9

3

69

71,6

70,5

12,8

19,85

12,6

14,15

4

6

23

13,59

14

13,01

12,59

24

5

90

47,3

95

2,5

78,7

80

87,1

6

25,543

3,348

7

28,891

25,1

27,28

9

7

141,3

140

89,3

123,5

122

120,5

129,5

8

0,0204

0,24

2,4

2,04

240

0,024

0,240

 

Задание 6

1)    1,5 + 32,47 =

2)    503,6 - 27,81 =

3)    Решите уравнение 5,7 + x = 6,29

4)    Решите уравнение x - 5,14 = 4,97

5)    Собственная скорость теплохода 22,4км/ч. Скорость течения реки 1,8км/ч. Найдите скорость теплохода против течения реки.

6)    Лесхоз заготовил сушеных ягод 2,7т, грибов 0,64т, лекарственного сырья 0,335т. Определите общую массу всех заготовок.

7)    5,05 + 5,505 + 0,0505

 

Ш

А

К

М

Р

О

1

32,62

33,52

47,47

32,32

33,97

33,98

2

495,79

531,41

470,79

225,5

22,55

475,79

3

5,72

572

11,99

0,59

6,86

1,22

4

0,17

10,11

11,11

17

1011

17

5

20,6

18,8

23

24,2

20,4

22,4

6

0,91

1,235

3,675

36,75

0,975

3675

7

1060,55

10,6055

55,555

5,0555

10,5055

10,5555

 

Задание 7

1)    0,42 + 1,089 =

2)    2,18 - 0,199 =

3)    Решите уравнение 4,38 – y = 0,912

4)    Решите уравнение y - 5,7 = 2,84

5)    Для выращивания комнатной пальмы приготовили земляную смесь из 3,75кг дерновой земли, 2,5кг листовой земли и 1,87кг песка. Определите массу полученной смеси.

6)    Собственная скорость катера 16,3км/ч. Скорость течения реки 1,9км/ч. Найдите скорость катера против течения.

7)    (56,17 - 1,287) + (1,3 - 0,985)

 

Ы

Б

К

У

Ш

А

1

1,131

43,89

1,509

2,31

40,911

0,669

2

0,19

1,891

11,89

1,981

2,891

1,091

3

5,292

3,468

1,350

13,5

5,9

3,99456

4

8,54

28,6

22,86

227

2,27

854

5

6,25

4,38

4,37

0,62

8,12

5,62

6

18,2

20,1

14,4

12,5

16,3

35,3

7

54,883

0,315

54,568

56,183

57,168

55,198

Задание 8

1)    1,068 + 3,32 =

2)    10,046 - 3,46 =

3)    Решите уравнение y - 5,7 = 2,84

4)    Решите уравнение 7,21- y = 4,32

5)    Общая длина корней у пшеницы 71,7км, у яровой ржи на 7,9км больше ,чем у пшеницы, а у овса на 8,4км больше , чем у яровой ржи. Какова общая длина корней у овса?

6)    Собственная скорость теплохода равна 20,5км/ч, а скорость течения 1,7км/ч. Найдите скорость теплохода против течения.

7)    18,5 - (27,3 - 15,876) + 0,74

 

Ц

Е

Ш

И

П

А

Н

1

1,4

3,4268

1,468

43,88

4,388

33,68

14

2

13,56

13,506

6,586

9,7

7

13,4646

8,46

3

7,154

8,54

2,86

3,41

34,1

8,7

3,154

4

3,9

289

11,53

4,1232

32,421

10,55

2,89

5

78,16

98,3

16,3

88

55,4

55,88

79,11

6

18,8

22,2

23,9

17,1

37,5

20,67

20,33

7

11,433

7,067

78,07

12,173

6,327

7,807

19,24

 

Задание 9

1)    0,073 + 29,03 =

2)    4,341- 2,67 =

3)    Решите уравнение y - 2,5 = 8,03

4)    Решите уравнение 30,5 + x = 41,8

5)    Собственная скорость катера  16,3км/ч, скорость течения реки 1,9км/ч. Найдите скорость катера по течению.

                                         

Р

Ц

Е

Г

О

1

29,76

30

30,76

29,103

28,57

2

40,74

46,08

7,011

4,074

1,671

3

10,53

5,53

8,28

7,78

8,55

4

72,3

263,2

11,3

387,5

7,23

5

14,7

18,2

12,8

20,1

18.4

          

                    Итак: кипрей, полынь, ландыш, кориандр, зверобой, ромашка, кубышка, пшеница, горец - это  всё  лекарственные  растения произрастающие в нашей местности. ( Показывается гербарий  соответствующих растений, или зарисовки и фотографии).

  Кипрей - в  народе  его  называют  Иван-чай. Можно  использовать  для  приготовления  чая.

  Полынь – (горькая)  до  2м высотой, назначается  для  возбуждения  аппетита  и  улучшения  пищеварения.

(обыкновенная) В  Китае  применяют, как  кровоостанавливающее  и       жаропонижающее. В  России – при  раковых  заболеваниях  желудка.

(цитварная) 45-70см. В России  1883г создан  препарат  сантонина, единственный в мире. Полынь цитварная занесена в

                                           Красную книгу.

                    (Таврическая) имеет печальную славу. В 1722г во время похода Петра I на Персию около 500 лошадей отравились этой травой. Поход пришлось отменить.

Ландыш – в народной медицине применяли, как болеутоляющее и противолихорадочное средство. Настойку ландыша Ф.И.Иноземцев предложил, как успокаивающее средство при бессоннице и нервных болезнях. Занесён в Красную книгу.

Кориандр – ценная пряно-вкусовая культура. В Россию кориандр завезён из Испании. Плоды используют для повышения аппетита, при заболевании печени и желчного пузыря.

Зверобой – используют при ревматизме, туберкулёзе, кровотечениях , при воспалительных процессах, фурункулах, для смазывания дёсен полости рта при стоматитах.

Ромашка (аптечная) – применяют, как наружное средство при язвах, фурункулах, кожных заболеваниях

(душистая) – назначают в виде настоя для полоскания полости рта, приготовления ванн, для ухода за волосами.

Кубышка – корневища используют при болезни желудка, кишечника, лихорадке и кашле.

Пшеница – относится к растениям, употребление которых восходит к античным временам. Зёрна пшеницы были найдены при археологических раскопках поселений VII-VI век до н.э.

Горец – (змеиный) употребляют, как полоскание при зубной боли.

                    (перечный) свежесобранную траву применяют наружно, как заменитель горчичников

                    (почечуйный) отвар травы применяют для укрепления слизистой оболочки дёсен

                    (птичий - спорыш) оказывает противовоспалительное действие

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание.

               Составить для лото 12 примеров на сложение и вычитание десятичных дробей

 

 

 

 

 

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz