Урок-размышление по рассказу А. Платонова "Юшка"
МКОУ Новолиманская СОШ

Урок-размышление по рассказу А. Платонова "Юшка"

 
 

Урок-размышление по рассказу А. Платонова «Юшка», литература 7 класс.

Тема урока: «Жить по законам человечности…».

Цели урока: создать условия для воспитания духовно-нравственной личности, умеющей сострадать;

         Обучения умению анализировать литературный текст;

         Выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

Оборудование: презентация, слайды по каждому этапу урока, Толковый словарь, выставка книг Платонова.

         Ход урока.

Эпиграфы:

Не воздавайте злом за зло ( из Библии).

Добро из добра приходит (Пословица).

Жизнь дана на добрые дела (Пословица).

Платонов был писатель, пожелавший разобраться в самых сложных, а значит, самых простых основах человеческого бытия…

         Василий Гроссман.

1.     Организационный момент.

2.     Слово учителя.

Писатель Андрей Платонов был необыкновенным человеком, он одновременно инженер, влюблённый в своё дело, и яркий писатель.

3.     Сообщения учеников (3 ученика у доски), показ слайдов.

4.     Учитель: ребята, сегодня мы поразмышляем над рассказом А. Платонова «Юшка», который заставляет нас задуматься, что есть добро и зло, зачем живёт в этом мире человек? Никто не рождается нищим, так же как жестоким и бессердечным. К подобному своему состоянию человек приходит постепенно, по мере получения им жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. И как важно в любой жизненной ситуации не ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками. Нормальный полноценный человек никогда не сможет отгородиться от бед и проблем других. Пропустив через себя боль другого человека. Вы излечитесь от собственной боли. Не бойтесь делать добро-вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия.

5.     Работа с толковым словарём. Найдите, что означают такие слова, как милосердие, сострадание, праведник.

- Скажите, что значит жить по законам человечности?

Учитель: Жить праведной жизнью. Жить по законам человечности, значит жить по правде, по совести, по-доброму. Праведники, как и малые дети, лишённые злопамятства, мстительности, они не отвечают на зло злом, не утрачивают веры в людей. Подобно библейскому закону не ожесточаются. А продолжают любить людей. Таковым и является главный герой рассказа А.Платонова «Юшка». Обратимся к тексту рассказа и поработаем над ним.

6.     Художественные особенности рассказа.

-Какими чертами наделён рассказчик?(рассказчик-человек неравнодушный. Ему, как и герою, свойственны детскость. Добрый взгляд на мир. Одухотворённость. Вера в человеческое единение. Он уверен , что лишних людей не бывает, что человеческая доброта неиссякаема, всегда плодовита, что человек –важнее всего).

Богат и разнообразен язык рассказа. В нём много изобразительно-выразительных средств. Вспомним и назовём их.

Эпитет-образное определение предмета. Выраженное преимущественно прилагательным. Примеры детей.

Олицетворение-перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы.

Метафора- переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

7.     Нам предстоит работа над содержанием рассказа и образом главного героя Юшки.

-Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?

-Что напоминает вам начало рассказа?

-Как вы думаете, о каком старинном времени идёт речь?

-Поговорим о главном герое, именем которого назван рассказ. Найдите описание Юшки.

-Почему малый ростом и худой Юшка работал в кузнице?

-Какую роль играл Юшка для жителей городка?

-Чего взрослые люди хотели от Юшки?

 

 

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz