"Особенности рельефа и полезные ископаемые Африки".
МКОУ Новолиманская СОШ

"Особенности рельефа и полезные ископаемые Африки".

 
 

Ход урока:

 

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами продолжим изучение материка Африка. Но сначала закрепим знания о географическом положении Африки и истории  исследования.

 

  1. Проверка домашнего задания.

 

Географический диктант:

Возьмите карточку №1 и выпишите номера правильных ответов.

Задание: выписать номера правильных ответов.

1.Килиманджаро.        7. Эль-Абьяд. (Бен-Секка)            12.экватор.                  17.Марьято.

2.Мадагаскар.              8. Бенгальский.                             13.Игольный.              18.Рас-Хафун.

3.Гвинейский.             9. Альмади.                                    14.Сомали.                  19.24,2 млн.км.

4.Суэцкий.                  10. Калимантан.                            15.Гибралтарский.

6.Д.Ливингстон.         11.Рока.                                          16.Вавилов.

 

1. самый большой остров у берегов Африки.

2. площадь Африки.

3. крайняя северная точка.

4. максимальная высота Африки 5895 м. Она называется…

5. Африка почти посередине пересекается …

6. от Европы Африку отделяет пролив…

7. крайняя южная точка.

8. на северо-востоке соединяется с Евразией перешейком.

9. самый крупный полуостров Африки.

10. большой залив Африки.

11. крайняя западная точка.

12. пересёк Африку с запада на восток, открыл водопад Виктория.

13. крайняя восточная точка.

14. собрал более6000 образцов культурных растений, установил, что Эфиопия является родиной ценных сортов пшеницы.

Ответы: 1.2;  2.6;  3.7;  4.1;  5.12;  6.15;  7.13;  8.4;  9.14;  10.3;  11.9;  12.5;  13.18;  14.16;

 

 Слайд №                                                                                

Задание 2: установите соответствие между путешественником и его открытием.

Задание 4. Дать характеристику географического положения материка по плану:

 

Изучение нового материала:

1. Сообщение темы урока.

 

Тема: «Особенности рельефа и полезные ископаемые Африки».

Цель:

1. Изучить особенности рельефа Африки, выяснить причины, обусловившие эти особенности,

2. Дать характеристику рельефа поверхности отдельных частей материка.

3. Объяснить закономерности размещения полезных ископаемых на материке.

Задачи:

- показать особенности рельефа Африки;

- выявить причины своеобразия рельефа материка;

-  выявить закономерности размещения крупных форм рельефа и тектоники;

- продолжить формировать умение сопоставлять различные по содержанию карты атласа.

Оборудование:

  1. Коринская В.А., Душина И.В., Щенёв В.А. География материков и океанов. 7 класс. – М.: Дрофа, 2008;
  2. атлас по курсу «География материков и океанов»;
  3. контурные карты.
  4. компьютер с мультимедийным проектором.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Рельеф оказывает большое влияние на развитие и размещение по поверхности материка всех компонентов природы. Поэтому знание рельефа необходимо при изучении материка.

 

2. Повторение изученного материала. Устная работа с учителем.

Вспомним:

 

- что такое рельеф?

- назовите основные формы рельефа

- как они делятся по высоте.

- как на карте изображаются формы рельефа суши?

 

3.Работа с картами: «Физическая карта Африки», «Карта строения земной коры».

 

А). Работа с тектонической картой.

- на скольких литосферных плитах находится материк?

- сталкивается ли она с другими плитами?

- как называется платформа, на которой расположен материк?

- есть ли складчатости на материке? Какого они возраста?

 

Слайд №

 

Б). Работа с физической картой.

- какие формы рельефа преобладают в Африке? Какова их высота?

- есть ли в Африке низменности?

- есть ли в Африке горы? Где они расположены? Назовите их.

- на какие части по высоте вы бы разделили материк.

 Сравнив тектоническую и физическую карты, сделайте вывод: какие формы рельефа соответствуют древним платформам? Какие – складчатым областям?

 

На основании этого вывода (сопоставления карт) заполните таблицу:

Тектоническая карта.                                                            Физическая карта.

 

Тектоническая структура.

Форма рельефа.

Названия основных форм рельефа.

1. Африкано-Аравийская платформа

равнины

1.

2.

3.

2.Складчатые области

1)      области древней складчатости.

2)      Области новой складчатости

 

Старые горы

 

Молодые горы.

 

1.

2.

1.

Вывод: Платформам соответствуют……………………….(формы рельефа), а складчатым областям соответствуют…………………………(формы рельефа).

 

5.Объяснение учителя:

 

Таким образом, мы видим, что в рельефе Африки преобладают равнины, плато и плоскогорья. По преобладающим высотам Африку подразделяют на 2 части: Северную и Западную (низкая Африка), где преобладающие высоты 200-500 метров и Восточную и Южную (высокая Африка) с высотами более 1000 метров. Низменностей в Африке мало, расположены они у побережий океанов и морей. На материке нет высоких и протяженных горных систем. Капские и Драконовы горы под влиянием внешних процессов сильно разрушились. На протяжении тысячелетий скалы Драконовых гор подвергались разрушению. Они напоминают развалины средневековых замков. На территории Лесото скалы обрываются отвесно. Обрывы достигают 300 м и оканчиваются на покрытых травой уступах. Реки, стекающие здесь, образуют небольшие водопады, вода рассеивается брызгами, образуя красивое зрелище.

На северо-западе материка находятся горы Атлас, молодые хребты, образовавшиеся на стыке двух литосферных плит. Эти горы протягиваются вдоль Средиземного моря на 2000 км. Хребты высокого Атласа в западной части поднимаются на высоту 3-4 тыс. м. Здесь находится самая высокая точка не только Атласа, но и всей северной Африки – гора Тубкаль (4165 м), которая господствует над высокогорным плато Укаймеден, излюбленным местом отдыха поклонников горнолыжного туризма.

Под влиянием внутренних процессов отдельные участки Африканской платформы опускались, в результате возникли крупные котловины – Чад, Конго, Калахари.

Другие участки платформы поднимались, что привело к образованию высоких нагорий и плоскогорий: Ахаггар и Тибести (г. Эмми-Куси 3415м)  в центре Сахары, плато Дарфур в Судане (г. Марра, 3088м), Эфиопское нагорье, которое состоит из высоких плато – возвышенных равнин, сложенных горизонтально залегающими осадочными и вулканическими породами. Когда-то во времена влажных эпох многочисленные реки разбили нагорье на множество глубоких  ущелий. С высоты птичьего полёта сеть ущелий напоминает морозный узор на стекле. Нагорье круто обрывается на восток. Высшая точка - (г. Рас - Дашэн, 4620м). Так же образовалось сильно приподнятое и раздробленное сдвигами земной коры Восточно-Африканское плоскогорье (в. Килиманджаро 5895м, г. Рувензори5109м).

Эти движения сопровождались разломами земной коры, извержениями вулканов, землетрясениями. В Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры. Он протянулся вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези. Здесь происходит раздвижение   литосферных плит, часты землетрясения и извержения вулканов. Поэтому в центре материка образовались вулканы.

 

6. Сообщение ученика. (О рифтовом разломе)

 

7. Практическая работа «Характеристика одной из форм рельефа»

  План:

1) в какой части материка находится форма рельефа?

2) в каком направлении тянется?

3) каковы приблизительно размеры?

4) каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?

5) каково происхождение формы рельефа?

 

8. Объяснение учителя.

Слайд №

Каждой тектонической структуре характерны свои полезные ископаемые.

Африка обладает разнообразным комплексом полезных ископаемых, многие из которых представлены богатейшими месторождениями в мире.

На севере больше зон опусканий, неоднократно заливавшихся морями, поэтому распространены здесь месторождения осадочного происхождения.

Имеются крупные запасы нефти, газа в северной Африке, на побережье Гвинейского залива.

Большое промышленное значение имеют каменноугольные бассейны в ЮАР, в Танганьике и на острове Мадагаскар.

В местах разломов и поднятий, там, где магма внедрялась в земную кору, преобладают полезные ископаемые магматического происхождения.

В Африке имеются крупные месторождения рудных ископаемых: это месторождения меди в ЮАР, медный пояс на юго-востоке Конго и севере Замбии. Месторождения отличаются здесь высоким содержаниям металла в руде; наряду с медью в этой зоне добывают кобальт, урановые руды, хром, марганец, олово, алюминиевые руды.

Однако наибольшее значение среди полезных ископаемых занимает золото. Известно, что Африка устойчиво сохраняет 1 место среди стран мира по добыче золота.

Помимо руд цветных металлов имеются залежи железных руд.

Крупнейшими на материке являются месторождения алмазов, по добыче которых Конго занимает 1 место в мире.

 

9. Закрепление материала:

 

  1. обозначьте на контурной карте крупные формы рельефа.

Котловины - Чад, Конго, Калахари;

Горы – Атлас, Драконовы, Капские;

Нагорья и плоскогорья – Эфиопское, Восточно-Африканское, Ахаггар, Тибести;

Высочайшие вершины – Килиманджаро, Кения, Тубкаль.

 

2.обозначьте на контурной карте месторождения полезных ископаемых.

 

3. узнай по описанию:

а) Здесь проходит полоса разломов. Часты землетрясения. Десятки потухших вулканических конусов возвышаются над местностью. На востоке склоны круто обрываются, а на запад к равнинам Судана спускаются ступенями. Здесь находится самый большой из каньонов в Африке – каньон Голубого Нила. Высшая точка этого географического объекта – гора Рас-Дашэн 4620 м. (Эфиопское нагорье).

 

б) на протяжении тысячелетий этот географический объект подвергался разрушению, поэтому имеет причудливые формы, от этого и необычное название. Ветры с Индийского океана оставляют на нём большую часть влаги, что способствует образованию мелких речушек. На склонах развито земледелие, поэтому почва разрушена эрозией. У подножий образованы национальные парки. (Драконовы горы).

 

10. Итог урока. Выставление оценок.

 

11.Домашнее задание:

П. 25. Провести заочное путешествие по параллели - 10 с. ш. по меридиану - 10 в. д. Описать рельеф и полезные ископаемые, которые встретятся вам на пути.

 

12. И в заключении хочу сказать,

      Что лучше географии предмета не сыскать.

      Мир географии огромен,

      Стремитесь вы его познать.

Урок окончен. До свидания.

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz